|
C 6 по 9 июня 2007 года состоялась XIV конференция
представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN-2007".
Конференция проводилась на борту теплохода "Георгий Жуков", который прошел по маршруту
Нижний Новгород - Ярославль - Москва. Организаторами конференции в этом году вместе с Ассоциацией "РЕЛАРН" и РосНИИРОС выступили Министерство образования и науки РФ, Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций, Институт Прикладной Физики РАН и Фонд Развития Интернет.
В работе конференции приняли участие 228 чел. Участники конференции обсудили проблемы развития компьютерных сетей для науки и образования по следующим секциям:
- Инфраструктура, технологии и сервисы научно-образовательных сетей.
- GLORIAD и международное сотрудничество в области научных сетей.
- Технологические и информационные сервисы в сети Интернет.
- Современные информационные технологии в науке, технике и образовании.
- Ресурсы и деятельность участников педагогического процесса в информационных образовательных средах (Интранет и Интернет).
На конференции широко обсуждался вопрос внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий, которые открывают богатые возможности для решения задач по организации самостоятельной работы учащихся. Применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе стирает грань между очным, заочным и иными традиционными формами обучения, определяя появление новой интегральной формы обучения.
Участниками конференции было отмечено, что для поддержания творческого потенциала ученых и студентов необходим свободный доступ к научной информации. Научные библиотеки и библиотеки ВУЗов объединяются для оперативного и качественного решения этой задачи. В настоящее время создается система корпоративной каталогизации, обеспечивается доступ к электронным каталогам через Интернет из научных и учебных организаций. Реализуемый проект, по мнению участников конференции, имеет комплексный характер, заключается в объединении усилий по накоплению и обеспечению сохранности культурного и научного наследия академических и университетских библиотек, свободному доступу пользователей к различным информационным ресурсам в традиционном и электронном видах.
На секции, посвященной вопросам развития инфокоммуникаций, которую провел
директор РосНИИРОС Алексей Платонов, было отмечено, что в настоящее время волоконно-оптические коммуникации используются в сетях практически всех масштабов: корпоративных, сетях доступа, городских, региональных, междугородних и трансконтинентальных линиях связи. Мировой опыт показывает, что практически во всех развитых странах активно осуществляется построение специализированных волоконно-оптических сетей большой протяженности для науки и образования, что не в последнюю очередь связано с развитием систем распределенной обработки и хранения информации (ГРИД) в разных областях науки и образования. Наши научные центры и университеты (и не только столичные) должны стать полноценными участниками этой создаваемой на наших глазах глобальной системы инфокоммуникаций - отсюда потребность в развитии высокоскоростных волоконно-оптических сетей внутри России. На секции были рассмотрены инициативные проекты этого направления, обсуждались возникающие при их реализации трудности объективного и субъективного характера. Традиционно большой интерес вызывал проект GLORIAD и международное сотрудничество в области научных сетей.
Помимо представителей российских региональных академических сетей в работе
конференции приняли участие коллеги из Амстердамского университета
и европейской научно-образовательной сети SURFnet,
рассказавшие о создании единой федеративной системы доступа к информационным ресурсам
для университетов и научных центров Европы. По мнению Юрия
Демченко из Университета Амстердама, постоянное увеличение наукоемкости современных фундаментальных и прикладных исследований требует объединения ресурсов научных организаций. Расширение сотрудничества стимулирует развитие новых сетевых технологий и приложений, виртуализацию ресурсов и пользовательских групп на основе грид-технологий, а также поддержку мобильности пользователей.
Клаас Виеренга (SURFnet) попытался убедить собравшихся в том, что внедрение федеративного доступа является необходимым компонентом интеграции российских научных сетей в европейские и международные научные сети, которые прошли большой путь от создания высокоскоростной транспортной сетевой инфраструктуры до создания инфраструктуры поддержки распределенных приложений и распределенной системы доступа пользователей к этим ресурсам. Изучение этого опыта и внедрение соответствующих технологий российскими университетами позволит создать базу как для более тесного сотрудничества между российскими организациями, так и для расширения международного сотрудничества.
В этом году на конференции свое десятилетие встретил "Школьный сектор" Ассоциации
РЕЛАРН, формирующий сетевое сообщество школьных учителей, творчески осваивающих интернет-просторы. Изначально "Школьный сектор" был ориентирован и на учеников и на учителей, однако в 2001 году
сайт "Школьного сектора" было решено сделать "образовательным сайтом для учителей", ставить акценты на педагогические формы и методы, повышать уровень профессиональной подготовки учителей. Весь проект разрабатывают сами учителя для самих себя, строго соблюдая принципы открытости, демократичности, технической простоты. Работа "Школьного сектора" стала вдвойне актуальной в настоящее время, когда реализуется проект подключения к Интернету всех образовательных учреждений в рамках
приоритетного национального проекта "Образование".
Участники конференции предложили продолжить написание Истории образовательного Интернета, которое было начато еще в 2001 году по инициативе участников конференции Ассоциации РЕЛАРН, собравшихся на секции, посвященной проблемам использования ИКТ в школах. А уже в 2002 году была издана книга "Школьный сектор: История образовательного Интернета в рассказах ее участников". В книгу вошли истории простых людей, которые в 90-ые гг. создавали отечественный образовательный Интернет. Школьный сектор приглашает принять участие в написании книги "История образовательного Интернета-2" всех "фиошников", "интеловцев", "исошников", "нфпкашников", "майкрософтников", "летописцев" и других "строителей" образовательного Интернета.
Также на конференции был проведен круглый стол "Адресация в Интернете:
последние тенденции, основные проблемы и перспективы их решения". Его
организовала компания RU-CENTER, которая традиционно
поддерживает проведение конференций RELARN. Тема, заявленная к обсуждению за
круглым столом, вызвала живой интерес у многих участников конференции:
обсудить вопросы распределения адресного пространства Интернета собрались более 50 чел.
В ходе почти трехчасовой дискуссии были названы три неотложные задачи: во-первых,
урегулирование ситуации с доменом SU, который представитель ICANN в России и странах
СНГ Вени Марковски в ходе российского интернет-форума РИФ 2007 назвал "важной культурной точкой", во-вторых, появление в 2008 году русскоязычных доменов в создаваемом ICANN кириллическом домене верхнего уровня РФ, в-третьих, запланированный на август этого года перевод в рубли стоимости регистрации доменов в зоне RU во всех официальных документах. Кроме того, директор РосНИИРОС Алексей Платонов рассказал о проекте модернизации реестра домена RU и выполняемой в рамках этого проекта
программе по развертыванию Secondary DNS-серверов национального домена в федеральных округах России и за рубежом.
В рамках культурной программы конференции были проведены экскурсии в Ярославле,
Ростове Великом, Городце, Угличе, зеленая стоянка в Хвойном бору. С более подробной
информацией о конференции, фотоотчетом, а также о направлениях деятельности
Ассоциации РЕЛАРН можно познакомиться на официальном сайте ассоциации -
http://www.relarn.ru.
|