НазадО РосНИИРОССетевой информационный центрПроекты
english

По итогам XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN-2007"

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

RELARN 2007

C 6 по 9 июня 2007 года состоялась XIV конференция представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN-2007". Конференция проводилась на борту теплохода "Георгий Жуков", который прошел по маршруту Нижний Новгород - Ярославль - Москва. Организаторами конференции в этом году вместе с Ассоциацией "РЕЛАРН" и РосНИИРОС выступили Министерство образования и науки РФ, Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций, Институт Прикладной Физики РАН и Фонд Развития Интернет.

В работе конференции приняли участие 228 чел. Участники конференции обсудили проблемы развития компьютерных сетей для науки и образования по следующим секциям:

  1. Инфраструктура, технологии и сервисы научно-образовательных сетей.
  2. GLORIAD и международное сотрудничество в области научных сетей.
  3. Технологические и информационные сервисы в сети Интернет.
  4. Современные информационные технологии в науке, технике и образовании.
  5. Ресурсы и деятельность участников педагогического процесса в информационных образовательных средах (Интранет и Интернет).

На конференции широко обсуждался вопрос внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий, которые открывают богатые возможности для решения задач по организации самостоятельной работы учащихся. Применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе стирает грань между очным, заочным и иными традиционными формами обучения, определяя появление новой интегральной формы обучения.

Участниками конференции было отмечено, что для поддержания творческого потенциала ученых и студентов необходим свободный доступ к научной информации. Научные библиотеки и библиотеки ВУЗов объединяются для оперативного и качественного решения этой задачи. В настоящее время создается система корпоративной каталогизации, обеспечивается доступ к электронным каталогам через Интернет из научных и учебных организаций. Реализуемый проект, по мнению участников конференции, имеет комплексный характер, заключается в объединении усилий по накоплению и обеспечению сохранности культурного и научного наследия академических и университетских библиотек, свободному доступу пользователей к различным информационным ресурсам в традиционном и электронном видах.

На секции, посвященной вопросам развития инфокоммуникаций, которую провел директор РосНИИРОС Алексей Платонов, было отмечено, что в настоящее время волоконно-оптические коммуникации используются в сетях практически всех масштабов: корпоративных, сетях доступа, городских, региональных, междугородних и трансконтинентальных линиях связи. Мировой опыт показывает, что практически во всех развитых странах активно осуществляется построение специализированных волоконно-оптических сетей большой протяженности для науки и образования, что не в последнюю очередь связано с развитием систем распределенной обработки и хранения информации (ГРИД) в разных областях науки и образования. Наши научные центры и университеты (и не только столичные) должны стать полноценными участниками этой создаваемой на наших глазах глобальной системы инфокоммуникаций - отсюда потребность в развитии высокоскоростных волоконно-оптических сетей внутри России. На секции были рассмотрены инициативные проекты этого направления, обсуждались возникающие при их реализации трудности объективного и субъективного характера. Традиционно большой интерес вызывал проект GLORIAD и международное сотрудничество в области научных сетей.

Помимо представителей российских региональных академических сетей в работе конференции приняли участие коллеги из Амстердамского университета и европейской научно-образовательной сети SURFnet, рассказавшие о создании единой федеративной системы доступа к информационным ресурсам для университетов и научных центров Европы. По мнению Юрия Демченко из Университета Амстердама, постоянное увеличение наукоемкости современных фундаментальных и прикладных исследований требует объединения ресурсов научных организаций. Расширение сотрудничества стимулирует развитие новых сетевых технологий и приложений, виртуализацию ресурсов и пользовательских групп на основе грид-технологий, а также поддержку мобильности пользователей.

Клаас Виеренга (SURFnet) попытался убедить собравшихся в том, что внедрение федеративного доступа является необходимым компонентом интеграции российских научных сетей в европейские и международные научные сети, которые прошли большой путь от создания высокоскоростной транспортной сетевой инфраструктуры до создания инфраструктуры поддержки распределенных приложений и распределенной системы доступа пользователей к этим ресурсам. Изучение этого опыта и внедрение соответствующих технологий российскими университетами позволит создать базу как для более тесного сотрудничества между российскими организациями, так и для расширения международного сотрудничества.

В этом году на конференции свое десятилетие встретил "Школьный сектор" Ассоциации РЕЛАРН, формирующий сетевое сообщество школьных учителей, творчески осваивающих интернет-просторы. Изначально "Школьный сектор" был ориентирован и на учеников и на учителей, однако в 2001 году сайт "Школьного сектора" было решено сделать "образовательным сайтом для учителей", ставить акценты на педагогические формы и методы, повышать уровень профессиональной подготовки учителей. Весь проект разрабатывают сами учителя для самих себя, строго соблюдая принципы открытости, демократичности, технической простоты. Работа "Школьного сектора" стала вдвойне актуальной в настоящее время, когда реализуется проект подключения к Интернету всех образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Участники конференции предложили продолжить написание Истории образовательного Интернета, которое было начато еще в 2001 году по инициативе участников конференции Ассоциации РЕЛАРН, собравшихся на секции, посвященной проблемам использования ИКТ в школах. А уже в 2002 году была издана книга "Школьный сектор: История образовательного Интернета в рассказах ее участников". В книгу вошли истории простых людей, которые в 90-ые гг. создавали отечественный образовательный Интернет. Школьный сектор приглашает принять участие в написании книги "История образовательного Интернета-2" всех "фиошников", "интеловцев", "исошников", "нфпкашников", "майкрософтников", "летописцев" и других "строителей" образовательного Интернета.

Также на конференции был проведен круглый стол "Адресация в Интернете: последние тенденции, основные проблемы и перспективы их решения". Его организовала компания RU-CENTER, которая традиционно поддерживает проведение конференций RELARN. Тема, заявленная к обсуждению за круглым столом, вызвала живой интерес у многих участников конференции: обсудить вопросы распределения адресного пространства Интернета собрались более 50 чел. В ходе почти трехчасовой дискуссии были названы три неотложные задачи: во-первых, урегулирование ситуации с доменом SU, который представитель ICANN в России и странах СНГ Вени Марковски в ходе российского интернет-форума РИФ 2007 назвал "важной культурной точкой", во-вторых, появление в 2008 году русскоязычных доменов в создаваемом ICANN кириллическом домене верхнего уровня РФ, в-третьих, запланированный на август этого года перевод в рубли стоимости регистрации доменов в зоне RU во всех официальных документах. Кроме того, директор РосНИИРОС Алексей Платонов рассказал о проекте модернизации реестра домена RU и выполняемой в рамках этого проекта программе по развертыванию Secondary DNS-серверов национального домена в федеральных округах России и за рубежом.

В рамках культурной программы конференции были проведены экскурсии в Ярославле, Ростове Великом, Городце, Угличе, зеленая стоянка в Хвойном бору. С более подробной информацией о конференции, фотоотчетом, а также о направлениях деятельности Ассоциации РЕЛАРН можно познакомиться на официальном сайте ассоциации - http://www.relarn.ru.



НазадУсловия пользования услугамиНа главную страницу