НазадО РосНИИРОССетевой информационный центрПроекты

[02.06.2000] Как бороться с киберсквоттерами

Пострадавшие от киберсквоттинга с надеждой дожидаются очередного заседания суда, на котором московское представительство фирмы Kodak вновь попытается доказать свои права на домен kodak.ru. Если бы Kodak отспорил домен у своего бывшего дилера, был бы создан прецедент, и многие владельцы товарных знаков сразу бы направили исковые заявления в суд. Но они совершенно напрасно равняются на Kodak: исходя из международных норм, дело Kodak не имеет шансов на благополучный для нее исход, поэтому оно не может служить образцом при рассмотрении споров по доменным именам.

Между тем существует единая политика разрешения споров по доменам - United Dispute Resolution Policy (UDRP; перевод основных документов UDRP можно найти, например, на www.soi.ru). Эта политика выработана на основе рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) и принята международной организацией ICANN в августе 1999 года. По правилам UDRP сейчас рассматриваются только имена, зарегистрированные в доменах ".com", ".net", ".org". На сегодня рассмотрением споров занимаются четыре организации, в том числе Третейский центр WIPO. И занимаются только теми делами, для которых одновременно выполняются три условия: зарегистрированное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком, на которое имеет права заявитель; у владельца домена нет прав или законных интересов в отношении зарегистрированного доменного имени; доменное имя было зарегистрировано и использовалось недобросовестно.

Ясно, что в деле Kodak два из трех условий не выполнены. У владельца www.kodak.ru есть в его отношении законные интересы: на момент регистрации домена он был авторизованным дилером Kodak и распространял информацию только о продуктах Kodak. Кроме того, имя было зарегистрировано и использовалось добросовестно - на сайте, кстати, сообщается, что kodak.ru не является официальным сервером Eastman Kodak Company.

Но 80% споров по доменным именам в зоне ".ru" вполне соответствуют правилам UDRP. И хотя о сроках введения единой политики в домене ".ru", аналогичной UDRP, ничего определенного сказать нельзя (РосНИИРОС только ведет переговоры с WIPO об этом), владельцам товарных знаков можно дать следующие рекомендации. Подавать иск нужно к надлежащему ответчику, а именно администратору зарегистрированного доменного имени. При этом правильно отражать в исковом заявлении свои требования. Политика разрешения подобных споров в домене ".ru" не разработана, но можно смело ссылаться на существующие законодательные акты, в частности на закон "О конкуренции".



НазадУсловия пользования услугамиНа главную страницу